АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УСКОРЕНИЯ РАКЕТЫ С ТВЕРДОТОПЛИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

ОПИСАНИЕ

       Данное изобретение предназначено для многоступенчатых ракет-носителей различного назначения. Наиболее эффективно применение данного изобретения в ракетах-носителях, оснащенных твердотопливными двигателями. Область применения охватывает ракеты, как научно-технического, так и военного применения. Дополнительной областью применения являются ракеты, оснащенные жидкостными и другими типами силовых установок. Данный принцип полета и устройство могут иметь применение на всех этапах полета – при отделении ступеней ракет или стартовых ускорителей, а, также,  для дополнительного ускорения головной космической части. Заявлен принципиально новый способ разделения ступеней ракет с последующим использованием кинетической энергии отделяемой ступени для увеличения импульса тяги (ускорения) ракеты, продолжающей полет.

       Существующие системы и способы полета многоступенчатых ракет основаны на простом принципе уменьшения общей массы ракеты путем поэтапного сброса ее частей (ступеней) с пустыми баками и отработавшими ресурс двигателями. При этом имеющаяся кинетическая энергия отделяемой ступени теряется впустую: За счет этой энергии отработанная ступень по инерции продолжает полет по баллистической траектории до полной потери скорости и последующего падения на землю. Таким образом, значительная часть топлива ракеты тратится впустую – на разгон массивной конструкции ступени, которая после отделения (отстыковки) никак не используется.

       Известен способ отделения отработавших частей ракеты по патенту RU2281234.  Устройство разделения в ней выполнено в виде нескольких пиропатронов. Для уменьшения разлета осколков применяется мембрана отражатель.

      Недостатки: При срабатывании пиропатронов образуется резкая ударная нагрузка, и значительный разлет осколков, которые могут повредить ракету. Кроме того, при применении пиропатронов имеет место задымление, которое может вывести из строя  линзы оптических систем ракеты.

       Известны патенты RU2441823, RU2455205 на устройство для разделения элементов конструкции, выполненных в виде пиропатронов с толкателем.

       В этой конструкции имеются все вышеперечисленные недостатки.

       Известен патент RU2291820 на пиротехнический толкатель для отделения створок головного обтекателя – это поршень в цилиндре, который просто раскрывает створки ГО в стороны перед их сбрасыванием. Толкатель обеспечивает сравнительно плавноераскрывание отделяемых створок, отсутствие осколков и задымления, которые могут повредить ракету.

        Недостатки: большой вес и сложность конструкции, низкая надежность за счет необходимости применения нескольких разрозненных устройств, которые должны срабатывать строго одновременно.

      Известен патент US6622971. Изобретение относится к конструкции соединения разделяемых в полете частей. Данный способ основан на конструкции, в которой предлагается выполнять соединения частей оболочки ракеты в виде шнуровки прочным жгутом, пропущенным через шкивы на обеих разделяемых частях (это такой де принцип соединения, как в шнурках ботинка). Для разделения частей и их сброса достаточно разрезать шнуровку (например, несколькими пиропатронами).

        Результатом является– низкая стоимость и высокая прилегаемость (совместимость) частей конструкции. Т.к. шнуровка обеспечивает более плотное прилегание и отсутствие зазоров.

      Недостатки: При разделении и сбросе элементов оболочки ракеты (например, головного обтекателя) разлетаются обрывки шнуровки, которые могут зацепиться за элементы конструкции. Высокая зависимость от климатических условий, т.к. шнуровка может намокать или покрываться льдом. Снижение надежности, т.к. для нормальной работы устройства необходимо наличие множества пиропатронов, которые должны сработать строго одновременно и обеспечивать одновременный многократный разрыв соединительного шнура.

       Известен патент RU2455204 на способ разделения ступеней ракеты-носителя пакетной схемы, характеризующийся тем, что в расчетный момент времени разрываются нижние узлы связи, которые разворачивают первую ступень вокруг верхних узлов связи за счет силы тяги двигателей первой ступени. Затем разрывается верхний узел связи и производится отвод передней части первой ступени от второй ступени. Устройство отличается  тем, что угол и скорость поворота первой ступени относительно верхнего узла связи регулируются углом поворота сопел двигателей первой ступени; а разрыв верхнего узла связи производят в момент, когда ускорение первой ступени становится равным ускорению второй ступени, после чего происходит отвод передней части первой ступени от второй ступени с помощью отталкивающей силы. Эта сила незначительна, не влияет на импульс тяги отбрасываемой ступени и предназначена для отклонения отделяемых частей от траектории ракеты, чтобы устранить возможность столкновения (касания) отделившихся частей и корпуса ракеты.

      Способ основан на обычном сбрасывании боковой отработанной ступени, которая отделяется и просто падает вниз, немного отклоняясь вбок под действием реактивной струи работающего двигателя следующей ступени, расположенной в центральной части ракеты-носителя со ступенями пакетнoй компоновки (типа  РН «Союз»).

       Это решение принято за прототип.

       Все вышеперечисленные примеры и прототип – это системы пассивного разделения ступеней. Заявленное изобретение не является системой пассивного разделения ступеней, а представляет собой новую систему активного (кинетического) принципа разделения ступеней, для реализации которого используется цилиндрическая оболочка внешнего корпуса ракеты, которая обеспечивает разгон и отталкивание отработанной ступени при ее сбрасывании.

       Целью данного изобретения является принципиально-новый способ получения дополнительного ускорения (импульса тяги) при полете ракет путем преобразования кинетической энергии отработанной ступени в дополнительное ускорение (импульс тяги), повышающее эффективность полета ракеты. Данный способ реализован в виде разгонного устройства, состоящего из цилиндрической наружной оболочки отделяемой ступени ракеты, внутри которой, как снаряд в пушке, размещена головная часть, которая выстреливается вперед, позволяя использовать массу и кинетическую энергию отработанной (отделяемой) ступени, преобразовывая ее в дополнительное ускорение (импульс тяги) ракеты. Применение данного изобретения повышает коэффициент полезного действия (КПД) силовой установки, значительно улучшает летные баллистические характеристики ракеты, и значительно снижает ее вес и габариты.  Это, в свою очередь, положительно влияет на надежность и основные экономические показатели (т.е. ракета становится меньше по габаритам, дешевле в изготовлении, надежнее в эксплуатации, и эффективнее в полете). Заявляемое изобретение имеет максимально высокое научно-техническое значение, поскольку описывает новый, более эффективный способ полета многоступенчатых ракет.    

       Техническим результатом изобретения является относительная простота конструкции, увеличение надежности, уменьшение ударной нагрузки при разделении  ступеней, полное отсутствие осколков, быстрый отвод отделяемой ступени на безопасное расстояние, и создание дополнительного мощного импульса тяги (ускорения). Это приводит к экономии топлива, уменьшению веса конструкции, снижению стоимости ракеты и значительному повышению эффективности ее силовой установки.

       Применение данного изобретения позволяет создать принципиально-новую ракету следующего поколения с более компактной и значительно более эффективной силовой установкой. 

       Указанный  научно-технический результат достигается за счет того, что способ получения дополнительного ускорения (импульса тяги  ракеты),  заключающийся в применении внешней оболочки отделяемой ступени для разгона передней части, продолжающей полет, отличающийся тем, что отделяемая часть ракеты или ее отработанная ступень помимо отсоединения отталкивается (выстреливается) в направлении, противоположном движению, передавая, таким образом, дополнительное ускорение, дополнительную кинетическую энергию и дополнительный импульс тяги от отработанной ступени к передней части ракеты продолжающей полет. 

       Устройство для динамического (силового) разделения ступеней, содержащее пиротехническую смесь в межступенчатом отсеке, отличающееся тем, что воспламенение (взрыв) пиротехнической смеси в межступенчатом отсеке происходит автоматически через запальный канал, который проводит огонь от твердотопливного двигателя отделяемой отработанной ступени в момент завершения его работы, с небольшой задержкой, подобно бикфордову шнуру. Воспламенившаяся смесь выталкивает переднюю часть ракеты, размещенную внутри цилиндрической тонкостенной внешней оболочки отработанной ступени, подобно тому, как выталкивают пороховые газы снаряд из ствола пушки. Таким образом, передняя часть ракеты, продолжающая полет, выталкивается (выстреливается) из массивной конструкции отработанной ступени и получает, таким образом, дополнительное ускорение (импульс тяги).  

       Имеется другой вариант конструкции устройства, в котором для воспламенения пиротехнической смеси в межступенчатом отсеке используется электродетонатор, который срабатывает от бортового компьютера при помощи электросигнала, который подается на все взрыватели одновременно. Такой вариант применяется при пакетном расположении отделяемых ступеней (типа РН «Союз»), когда момент отделения всех боковых ступеней должен быть строго одновременным. Этот вариант (с электродетонатором) применяется также при необходимости отделения ступени с жидкостными ракетными двигателями, когда прямое воспламенение пиротехнической смеси от двигателя отделяемой ступени технически не возможно.  

       Увеличение надежности работы ускорительного устройства обеспечивается за счет дублирования воспламенителей (детонаторов), поджигающих пиротехническую смесь. В одном отсеке может находиться одновременно два и более видов воспламеняющих устройств. Например, основным вариантом автоматического воспламенения является устройство, использующее запальный канал типа бикфордова шнура. Для подстраховки в пиротехническую смесь могут быть установлены несколько дополнительных электродетонаторов, которые срабатывают последовательно, с небольшой задержкой, если основной способ воспламенения по какой-либо причине не сработал.    

            Автоматическое воспламенение пиротехнической смеси в межступенчатом отсеке при помощи запального канала максимально – это простое и надежное устройство, не зависящее от электросигналов бортового компьютера, который может выйти из строя под воздействием внешних электромагнитных помех космического или искусственного (военного) происхождения.

            Воспламенившаяся пиротехническая смесь в межступенчатом отсеке не только выталкивает (выстреливает) переднюю часть ракеты, сообщая ей дополнительное ускорение, но и воспламеняет (запускает) двигатель новой ступени через запальное устройство, размещенное в начале камеры сгорания, так же, как воспламеняется трассирующий или зажигательный снаряд при выстреле из пушки.

Дополнительное ускорение, которое образуется при разделении ступеней, приводит к экономии топлива, уменьшению общего веса конструкции, снижению себестоимости ракеты и значительному повышению эффективности ее силовой установки.

Краткое описание чертежей

На Фиг.1 показана принципиальная схема устройства для получения дополнительного ускорения в ракете-носителе с твердотопливными двигателями с продольным размещением ступеней, где 1 – твердотопливный двигатель первой ступени, 2 – запальное устройство (воспламенительная трубка), 3 – межступенчатый отсек с пиротехнической смесью, 4 – цилиндрическая оболочка первой ступени, 5 – твердотопливный двигатель второй ступени, 6 - цилиндрическая оболочка второй ступени, 7 – твердотопливный двигатель третьей ступени, 8 – головная часть ракеты с грузовым отсеком (а – первый этап полета; б – отделение первой ступени; в – отделение второй ступени и ускорение головной части ракеты)

На Фиг.2 показана принципиальная схема устройства для получения дополнительного ускорения в ракете-носителе с твердотопливными двигателями с пакетным размещением ступеней, где  9 – центральный корпус  ракеты-носителя, 10 – оболочка боковой ступени, 11 – пиротехническая смесь, 12 – отделяемая отработанная ступень, 13 – корпус ступени с жидкостным ракетным двигателем, 14 – элементы конструкции жидкостного ракетного двигателя.

Осуществление изобретения

Представим трехступенчатую ракету с твердотопливными двигателями, которая движется под действием реактивной силы двигателя первой ступени F1 со скоростью VR по прямой траектории. Схематически это показано на Фиг.1(а).

Масса ракеты состоит из суммы масс трех ее частей (масс ступеней)  M = M1 + M2 + М3. Общий импульс движения (количество движения) на данном этапе полета будет:  P = (M1 + M2 +М3) VR  2  

       Если отработанная ступень, имея скорость VR, просто отсоединится на определенном этапе полета (как это происходит во всех современных ракетах), то импульс движения уменьшится на величину отсоединившейся массы, т.е. передняя часть, продолжающая движение, будет иметь импульс P1 = (M2+М3) VR 2  

       Отработанная ступень в момент отсоединения будет иметь собственный импульс движения Р1 = M1VR 2  , где в начальный момент отсоединения ступеней их скорости равны VR. Таким образом, отделяемая ступень оставляет на себе часть общей кинетической энергии и продолжает полет по инерции, расходуя эту энергию впустую на преодоление земного притяжения. Такое применение кинетической энергии отработанной ступени весьма расточительно, поскольку для ее создания (разгона массы конструкции отделившейся ступени) на предшествующем этапе полета было израсходовано дополнительное топливо. То есть при обычном (пассивном) отделении отработанных ступеней ракет значительная часть топлива расходуется на разгон и увеличение кинетической энергии массы конструкции отделяемой ступени. Эта приобретенная кинетическая энергия после отделения ступени никак не используется и полностью пропадает во время полета отделившейся отработанной ступени по баллистической траектории.

       Если сделать так, что отработанная ступень не просто отделится от головной части ракеты, а с силой оттолкнет (выстрелит) переднюю часть ракеты в направлении полета, сообщив ей скорость V2, как показано на Фиг.1(б), то в соответствии с законом сохранения энергии, отработанная ступень, погасив свою скорость, передаст свою энергию передней части ракеты, продолжающей полет. Дальнейший разгон второй ступени происходит под действием реактивной силы двигателя F2, как  показано на Фиг.1 (в). Разгон третьей и последующих ступеней (если они есть) до начальной скорости в момент отделения V3 происходит аналогичным образом.

        В качестве дополнительного пояснительного примера можно рассмотреть явление отдачи при стрельбе из ружья, где сила отдачи направлена в сторону, противоположную направлению пули, и зависит от  скорости и массы вылетаемого из ствола снаряда (пули). В этом примере пуля, имеющая небольшую массу, создает значительную силу отдачи за счет разгона в стволе до очень большой скорости. Из этого примера следует, что ускорение (прирост импульса движения) может быть очень значительным, т.к. в реальной ракете масса отделяемой ступени всегда значительно больше массы части ракеты, продолжающей полет, а во время отделения ступени, разгоняя ее до большой скорости, можно получить прирост энергии, значительно превышающий начальную кинетическую энергию отделяемой ступени. Это происходит за счет того, что к энергии отделяемой ступени (которая переходит в движущуюся часть ракеты полностью) добавляется энергия взрыва пиротехнической смеси, которая разгоняет отработанную ступень.  

            Для пояснения принципа работы ускорительного устройства представим себе простейшую пороховую пушку, в ствол которой вместо снаряда (ядра) вставлена вторая ступень ракеты цилиндрической формы. Для облегчения конструкции такая пушка может быть изготовлена из тонкостенного полимерного материала и выдерживать всего один выстрел. Если, подобную легкую пушку разместить впереди первой ступени ракеты, зарядить эту пушку пиротехнической смесью и в качестве снаряда вставить в эту пушку вторую ступень ракеты, то получим межступенчатый ускоритель, который работает следующим образом:

            После старта ракеты, схематически показанной на Фиг.1 (а) начинает работать твердотопливный двигатель первой ступени 1, который разгоняет ракету до скорости VR. По мере горения (расхода) твердого топлива в первой ступени пламя достигает верхней части двигателя 1, где воспламеняет запальное устройство 2, которое выполнено в виде твердой трубки с горючей смесью, которая передает горение так же, как бикфордов шнур. К тому моменту, когда топливо первой ступени 1 будет полностью израсходовано, через запальную трубку 2 воспламеняется пиротехническая смесь, размещенная в межступенчатом пространстве 3. Расширяющиеся при взрыве пиротехнической смеси горючие газы разгоняют в стволе 4 и выталкивают вперед вторую ступень ракеты 5, как это показано на Фиг.1(б). При горении пиротехническая смесь воспламеняет запал двигателя второй ступени, который передает горение в двигатель второй ступени, и включает (поджигает) его рабочую смесь после полного разделения ступеней. Таким образом, отработанная ступень выстреливает переднюю часть ракеты и автоматически включает двигатель следующей ступени, которая получает дополнительное ускорение, и продолжает полет, используя собственный двигатель.  Схематически эти этапы полета показаны на Фиг.1.

            При пакетном размещении двигателей (например, так, как это сделано в ракете-носителе «Союз») или при необходимости использования твердотопливных стартовых ускорителей, которые размещаются по бокам ракеты, для получения дополнительного ускорения ракеты можно использовать конструкцию, которая схематически показана на Фиг.2. Принцип работы этого устройства аналогичен описанному выше: К центральному корпусу ракеты 9, крепятся тонкостенные оболочки межступенчатых ускорителей 10, в каждый из которых закладывается заряд пиротехнической смеси 11, и плотно вставляется твердотопливный двигатель 12 или модуль с жидкостными двигателями и топливными баками 13. При боковом или пакетном расположении двигателей или твердотопливных стартовых ускорителей большое значение имеет одновременное срабатывание всех разделительных устройств, т.к. несовпадение момента их срабатывание может привести к неравномерной тяге и искривлению траектории полета ракеты. Поэтому для воспламенения пиротехнической смеси в этой конструкции необходимо применять не описанное выше запальное устройство, а электродетонаторы, получающие электросигнал для воспламенения пиротехнической смеси от центрального бортового компьютера. Это гарантирует одновременное срабатывание всех ускорителей, и движение ракеты по прямолинейной траектории.

            Предлагаемое устройство можно использовать, как для ракет с твердотопливными двигателями, так и для ракет с жидкостными двигателями. При использовании жидкостных двигателей, модуль силовой установки 13 содержит топливные баки и двигатели 14 так, как это показано на Фиг.2 .Взаимное расположение ступеней может быть любым – линейным, пакетным или комбинированным.

            Главное преимущество данного изобретения в том, что для получения дополнительного импульса тяги и ускорения ракеты предложен эффективный способ использования не только жидкого или твердого топлива, но и всех элементов конструкции отработанной ступени, которые ранее просто выбрасывались (отделялись) без всякой пользы. Для этого предложено оснащать ракеты межступенчатыми ускорителями, которые позволяют выстреливать (катапультировать) переднюю часть ракеты из массивной отработанной ступени. Устройство состоит из дополнительной внешней цилиндрической оболочки ракеты, выполненной в виде относительно короткого ствола большого диаметра, в который в качестве снаряда вставлена передняя часть ракеты и заложен пиротехнический заряд, при воспламенении которого происходит выталкивание передней части ракеты так же, как снаряда из пушки. Разгон разделяемых частей при помощи ствола, образуемого внешней оболочкой ракеты, необходим для уменьшения ударной нагрузки при взрыве пиротехнической смеси, и последующего разгона до максимально возможной скорости. Таким образом, масса отработанной ступени, отталкиваемая назад, служит своеобразным дополнительным «ракетным топливом», создающим дополнительное ускорение за счет силы отдачи. При этом, применение заявленного устройства позволяет получать дополнительную реактивную тягу для полета ракеты не только при помощи обычного сжигания топлива в камерах сгорания ракетных двигателей, но и используя энергию всей массы конструкции отработанной ступени, которая ранее никак не использовалась. Т.е.  благодаря данному изобретению ракета используется полностью на все 100%, не имея не нужных деталей и отходов.

       Предлагаемый межступенчатый ускоритель – это дополнительный реактивный двигатель, расположенный между ступенями ракеты, применение которого позволяет снизить на 20—40% ее вес и габариты (по сравнению с ракетами, не имеющими таких устройств). Например, если трехступенчатая ракета-носитель «Союз» имеет длину около 50 м, то трехступенчатая ракета нового поколения с применением межступенчатых ускорителей может иметь длину около 30-35  м, при одинаковых летных характеристиках.  Столь значительное снижение габаритов ракеты достигается, как за счет применения межступенчатых ускорителей и увеличения числа ступеней, так и за счет  резкого уменьшения запасов топлива, которые тратятся впустую на разгон отбрасываемых элементов конструкции, и ракета, по сути, возит сама себя. Таким образом, использование заявляемого устройства снижает общую массу и габариты ракеты в геометрической прогрессии по отношению к снижению массы топлива.

       Применение запальных устройств (пиротехнических таймеров) в конструкции ускорителя позволяет значительно повысить надежность системы разделения ступеней в условиях полета, когда на ракету воздействуют мощные электромагнитные поля космического или искусственного происхождения. Это достигается за счет того, что в данную конструкцию заранее заложена вся программа её работы, с определенными интервалами осуществления всех этапов работы. Это устройство состоит из набора пиротехнических запалов имеющих определенную продолжительность горения, и работающих в режиме пиротехнических таймеров, активизирующие нужные элементы устройства разделения ступеней в заданные моменты времени. При использовании твердотопливных двигателей и линейном расположении ступеней устройство разделения ступеней не использует электрические сигналы бортового компьютера, которые могут давать сбои под воздействием некоторых сторонних факторов, например, под действием импульсов мощных электромагнитных космических излучений, выводящих обычную электронную аппаратуру из строя. Существенное преимущество заявленного устройства динамического разделения ступеней имеется в твердотопливных ракетах различного назначения за счет уменьшения себестоимости, т.к. применяется более простая система управления;  и за счет повышения надежности, поскольку устройство не восприимчиво к внешним помехам и излучениям.  Это преимущество особенно полезно в ракетах военного назначения, поскольку делает такие ракеты не восприимчивыми к радиопомехам и другим электронным импульсам искусственного происхождения, создаваемым с целью вывести из строя бортовой компьютер и электронную аппаратуру управления.

       Заявленный способ получения дополнительного ускорения (импульса тяги) ракет, может быть реализован в различных вариантах с различными конструкциями межступенчатых ускорителей, например, в виде описанных выше пиротехнических устройств с различными схемами воспламенения зарядов, как пиротехническим путем при помощи запальных трубок, так и при помощи нескольких электродетонаторов, получающих команды от бортового компьютера.

 

РЕФЕРАТ

       Данное решение предназначено для многоступенчатых ракет-носителей различного назначения. Наиболее эффективно применение данного изобретения в ракетах-носителях, оснащенных твердотопливными двигателями. Техническим результатом является простота и надежность конструкции устройства для получения дополнительного ускорения (импульса тяги) ракеты, увеличению КПД силовой установки, и улучшению баллистических характеристик.   

       Указанный технический результат достигается за счет того, что разделение ступеней (отделение отработанных) происходит не по пассивному принципу (когда отделяемая ступень просто отсоединяется), а по активному принципу (когда продолжающая полет передняя часть ракеты при помощи пиротехнического устройства отталкивается от массивной конструкции отработанной ступени, используя ее в качестве дополнительного «рабочего тела» реактивного движения). Этот способ получения дополнительного ускорения (импульса тяги) в полете реализуется в виде тонкостенной цилиндрической оболочки ракеты, образующей конструкцию наподобие ствола пушки, в нижней части которой закреплена отделяемая ступень, а в верхнюю часть вставляется следующая ступень ракеты так же, как вставляется снаряд в пушку. Между расположенными таким образом ступенями находится пиротехнический заряд, который воспламеняется от запала, передающего горение от твердотопливного двигателя нижней ступени в момент полного расхода топлива и завершения его работы. Воспламенившаяся пиротехническая смесь выталкивает (выстреливает) переднюю часть ракеты в направлении полета, зажигая при этом двигатель следующей ступени. Разогнанная таким образом передняя ступень получает дополнительное ускорение и продолжает полет.

       Реализована научно-техническая идея использовать для полета не только энергию горения топлива, но и всю массу конструкции ракеты, используя  которую можно получить дополнительную тягу и ускорение.  Это, в свою очередь, положительно влияет на надежность и основные экономические показатели, т.к. ракета становится меньше по габаритам, дешевле в изготовлении, эффективнее в эксплуатации. Заявляемое изобретение имеет высокое научно-техническое значение, поскольку описывает новый, более эффективный способ полета многоступенчатых ракет.      

 

ФОРМУЛА

1. Способ получения дополнительного ускорения при полете ракеты, отличающийся тем, что кинетическая энергия отработанной ступени преобразуется в дополнительный импульс тяги силовой установки путем катапультирования передней части ракеты из отработанной ступени вперед,  в направлении полета.

2. Межступенчатый ракетный ускоритель, содержащий пиротехнический заряд, отличающийся тем, что воспламенение пиротехнического заряда, размещенного между разделяемыми ступенями, происходит автоматически при помощи запальной трубки с определенной продолжительностью горения, которая воспламеняется от камеры сгорания твердотопливного двигателя отделяемой ступени в момент отделения, при этом воспламенившийся заряд разгоняет переднюю часть ракеты, продолжающую полет,  внутри тонкостенной оболочки так же, как разгоняется снаряд в стволе пушки, создавая ракете, при этом, дополнительное ускорение в направлении полета.