О ПРОБЛЕМАХ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

«Для современной России, как и для других стран мира, космонавтика - это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, и реального повышения качества жизни людей», - так в свое время  определил роль космоса президент России Владимир Владимирович Путин. Таким образом, космическая деятельность стала неотъемлемой частью экономического и военно-политического могущества государства.

Если проанализировать положение в  космической отрасли, то можно выделить три составляющие Федеральной Космической Программы: пилотируемые полеты, средства выведения, и автоматические космические аппараты. Отечественная ракетно-космическая промыш­ленность базируется на разработках С.П. Королё­ва и его последователей, которые создали очень эффективные и надежные средст­ва доставки грузов на околоземные орбиты. К сожалению используемые сегодня пилотируемые системы относятся к разработкам 60-х годов. В частности, первая модификация ракеты-носителя «Союз» (Р-7) впервые стартовала в 1967 г. С тех пор идеология космических полетов практически не изменилась:  Для полетов в космос, как и прежде, используются одноразовые корабли. Не секрет, что в настоящее время почти вся космическая техника в России производится на устаревшей производственной базе, использующей очень старые технологии. Поэтому, если мы хотим удержаться в лидерах, то  в ближайшее время должны радикально изменить всю космическую промышленность.

Известно, что отечест­венная пилотируемая космонавтика, яв­ляется реальным полигоном отработки многих научных идей и технологий. На сегод­няшний день она развивается в рамках програм­мы работ по Международной космической стан­ции (МКС). Это самый дорогостоящий проект современности, на него уже потрачено около 120 миллиардов долларов. Общий объем мирово­го рынка космических услуг в настоящее время составляет более 300 миллиардов долларов в год. К сожалению, доля рос­сийской космонавтики на этом рынке весьма незначи­тельна. Однако Россия занимает первое место в мире по числу запусков ракет-носите­лей (РН). Правда и тут имеются некоторые проблемы: Например, использование ракеты-носителя «Протон» имеет определенные ограничения в связи экологической проблемой, не самой высокой надежностью и проблемами с изготовлением комплектующих, часть которых производится в недружелюбной Украине. В «Союзе» наибольшее значение имеет проблема себестоимости, так как пакетный принцип комплектации ступеней подразумевает большое число двигателей, составляющих основную стоимость этой ракеты.

Что касается спутников-автоматов, то в начале 2000-х годов ситуация улучшилась только со спутниками связи. Было объявлено о реализации двух очень дорогостоящих программ: «Ямал» и «Экспресс». При этом в настоящее время в России практически отсутствуют спутники наблюдения и дистанционного зондирования Земли. Кроме того, для развития наших представлений о Вселенной неплохо бы иметь и специализированные научные спутники. Однако в настоящее время на орбите нет ни одного такого чисто научного спутника.

Чтобы лучше понять суть проблемы, и наметить пути ее преодоления, необходимо вспомнить историю Российской и международной космонавтики. Началом отсчета принято считать 1903 год, когда вышла первая книга Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Хотя в то время эта идея осталась не замеченной (как и многое в современной России), но эту дату принято считать началом космонавтики, так как впервые была озвучена теория освоения космического пространства. Позднее, в 1923 году в Германии вышла книга Германа Оберта «Пути осуществления космического полета», которая в Европе (в отличие от России) вызвала огромный резонанс. Возможно, тут главную роль сыграла практичность немцев, которые, в отличие от русских, сразу увидели хорошую перспективу в абсолютно новой отрасли промышленности. Подхватил эту идею американец  Роберт Годдарт, который в 1926 году сконструировал и запустил первую ракету на жидком топливе. Далее последовали запуски аналогичных ракет в Германии (1931 г.) и в Советском Союзе (1933 г.). Таким образом, в 30-х годах теория освоения космоса перешла на реальную практическую основу, реализованную в виде первых ракетных технологий и первых испытательных полетов.

Через 12 лет после первых полетов опытных образцов в 1942 году в Германии стартовала первая реально-летающая ракета ФАУ-2. А еще через 15 лет в 1957 году в СССР стартовала первая космическая ракета Р-7, созданная под руководством Сергея Павловича Королева. В последующие 10-15 лет, во многом благодаря амбициозности Никиты Сергеевича Хрущева, полувоенные ракетные исследования чудесным образом превратились в то, что мы теперь с гордостью называем «отечественной космонавтикой». Завершился этот период соперничеством «лунных программ» между СССР и США. На этом «революционные преобразования» практически завершились, и мировая космонавтика вошла в период стабильности и застоя. Таким образом, около 40 лет (1942 – 1982 г.г.) наблюдался активный период развития ракетных технологий. Еще 10 лет (до 1992 г.) развитие ракетной техники продолжалось «по инерции». И далее, около 20 лет мы наблюдаем период «топтания на месте», поскольку ничего нового не изобретается. Все «программы», принимаемые в космической промышленности основаны на устаревшей идеологии и на старых технологических идеях.

Если вспомнить историю, то когда-то такое же явление наблюдалось и в авиации. После полета первого аэроплана братьев Райт в 1903 году в течение 40 лет наблюдалось бурное развитие винтомоторной авиации с бензиновыми двигателями. Но в конце 40-х годов это развитие прекратилось, так как существующий тип авиационных двигателей полностью исчерпал свои возможности. Настоящий технологический скачек произошел только после создания принципиально нового турбореактивного двигателя (ТРД), который позволил увеличить скорости полета сразу в несколько раз. Можно ли было достигнуть аналогичных показателей, лишь совершенствуя старый бензиновый мотор? Определенно нет! И из этого надо сделать определенные выводы применительно и к сегодняшней ситуации в космонавтике.

Как было отмечено ранее, авиация начала развиваться на 20 лет раньше космонавтики. Причем, продолжительность этапов развития в этих двух отраслях промышленности полностью совпадают. Это означает, что еще лет 30 назад для дальнейшего развития ракетной промышленности потребовался принципиально новый двигатель, который имел бы такое же значение для космонавтики, как реактивный двигатель для авиации. Более того, лет 30 назад в космонавтике должен был поменяться не только двигатель, но и вся устаревшая программа взлета и посадки. И где все это? В чем причина технического отставания? Как наверстать упущенное время?

Можно до бесконечности искать причины деградации ракетной промышленности. Можно периодически разоблачать «виновных», и назначать им показательные наказания. Но поможет ли это делу? Гораздо полезнее провести анализ существующих технических достижений, и найти причины, по которым они прекратили свое развитие. Застой в любом деле – это вполне естественное состояние. Любое дело способно развиваться лишь до определенного уровня. Потом неизбежно наступает кризис. Его нужно вовремя заметить, и, для преодоления, что-то изменить в лучшую сторону. Например, изобрести новый способ полета или абсолютно новый двигатель. Проблема космонавтики в том, что ее проекты настолько громоздки и долгосрочны, что не всегда можно заметить наступление кризиса. А заметив, не так-то просто что-то резко изменить.

Начиная с 2000 года мы постепенно становимся чемпионами по количеству аварий в космосе. Последние годы почти половина всех неудачных запусков спутников в мире принадлежит именно России.

Среди наиболее крупных и досадных аварий можно вспомнить вышедший из строя в 2009 году единственный Российский научный спутник «Коронас-Фотон», на борту которого находилась орбитальная обсерватория ТЕСИС – она была предназначена для наблюдения за Солнцем. Сразу 3 спутника «Ураган-М», собранные для системы ГЛОНАСС, упали в Тихий океан 5 декабря 2010 года. За эту «провинность» были демонстративно уволены глава Роскосмоса А.Н. Перминов и вице-президент ОАО «РКК «Энергия» В.М. Филин. Однако после «показательной порки» высших руководителей ракетной промышленности злоключения не прекратились.

Уже через 2 месяца Роскосмос потерпел фиаско с выведением на заданную орбиту военного спутника «Гео-ИК-2». В том же 2011-м году коммуникационный спутник «Экспресс АМ-4» на следующий день после запуска пропал, а потом обнаружился на нерасчетной орбите. Еще через неделю произошла авария при запуске «Прогресса» с грузом для МКС.

9 ноября 2011 года была провалена первая (и последняя) за 15 лет попытка России отправить автоматическую станцию к другой планете Солнечной системы. Межпланетная станция «Фобос-Грунт» сошла с орбиты и сгорела в плотных слоях атмосферы.

Через месяц – еще одна потеря: спутник «Меридиан-5» сгорел на старте из-за неполадок в двигательной установке ракеты «Союз 2.1б». Завершился неудачей и запуск ракеты-носителя «Протон-М» с двумя спутниками связи на борту – «Экспресс-МД2» и «Телком-3». В 2013 г. внезапно отключилась первая ступень Российской ракеты-носителя «Зенит-3SL», которая должна была вывести на орбиту американский телекоммуникационный спутник «Intelsat-27».

В чем же проблема? Может быть в Российской ракетной промышленности не хватает денег на качественные комплектующие и программное обеспечение спутников и ракет? Это не так! Государство никогда не скупилось на освоение космоса. В конце прошлого года, например, правительство выделило на государственную космическую программу больше 2 триллионов рублей. Где эти деньги?

Так, по словам бывшего руководителя Роскосмоса (1992-2004 г.) Юрия Николаевича Коптева, который возглавлял Межведомственную комиссию по расследованию причин аварии «Фобос-Грунт», «62% микросхем на борту имели неподходящую для полета в космос маркировку». По заключению Генпрокуратуры РФ, «Сбой в работе на орбите произошел из-за нарушения функционирования тайваньской микросхемы. Она сделана не для использования в космосе и относится к категории «Industry», тогда как в космических аппаратах разрешено применять электронные компоненты категорий «Space и Military». Примечательно, что неподходящие детали для спутников в 2007 г. купил сам генеральный разработчик системы ГЛОНАСС – ОАО «Российские космические системы» (РКС)». Более того, в результате проверки Гентрокуратура уличила самого изготовителя спутников ГЛОНАСС  «ИСС имени М.Ф. Решетнева» в использовании … контрабандных деталей при сборке космических аппаратов. Выяснилось, что эти детали были куплены у фирм-однодневок, специально зарегистрированных для этой сделки на группу подставных лиц. Тут необходимо заметить, что одно дело, когда такими вещами занимаются вороватые мелкие предприниматели, другое, когда столь мелким воровством занимаются большие государственные корпорации, имеющие громадные бюджеты и работающие на безопасность страны.

Добавим, что закупка этих злосчастных тайваньских микросхем для спутников ГЛОНАСС обернулась для бюджета почти 2-х миллиардными потерями бюджета - именно столько стоили бракованные спутники, которые испортились сразу после выведения на орбиту.

Самое интересное в подобных историях то, что практически все расследования вышеописанных аварий были поручены самому Роскосмосу, который, по сути, проверял сам себя. Отсюда туманные заключения экспертов этого ведомства. Например: «Не следует никого обвинять, поскольку сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать. Возможно, это объясняет частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию». Т.е. объяснение Роскосмоса крайне простое – главной причиной низкой надежности Российской космической техники являются происки либо американцев, либо инопланетян.

Что же касается честности специалистов Роскосмоса, то ее характеризуют результаты очередной прокурорской проверки. В результате, была обнаружена пропажа 6,5 миллиардов рублей (более 100 миллионов долларов по текущему курсу), выделенных на развитие навигационной системы ГЛОНАСС. По результатам проверок сначала был снят с должности глава Роскосмоса Анатолий Николаевич Перминов. А спустя несколько лет был уволен его преемник Владимир Александрович Поповкин. Однако, несмотря на кадровые перестановки в высшем руководстве, разворованных денег все равно так и не нашли.

Существует ошибочное мнение, что во всем виновато только руководство. Но многие начинают понимать, что не одни начальники делают дело. Нужны грамотные инженеры. Но где их взять? Так, по словам известного Российского политолога В.И. Мизина, причина современного промышленного кризиса – прежде всего в сложившейся системе. Он пишет, что «К сожалению, все разговоры о приватизации космической отрасли или, наоборот, об усилении государственного контроля над ней, остаются просто разговорами. Несмотря на слова об инновациях, или модернизациях мы начинаем отставать и уходить далеко назад, причем даже по сравнению с уровнем 60-х годов. В результате мы, естественно, проигрываем конкурентам — европейцам, американцам, а теперь уже и китайцам. В свое время люди стремились «в космос»: работать «на космосе» было чрезвычайно престижно. А сейчас выпускники ВУЗа вряд ли пойдут в отрасль, где зарплата в среднем составляет 20 тысяч рублей. По этому вся отрасль высоких технологий находится на грани банкротства».

Возникает интересный вопрос: Откуда такая нищета? Ведь согласно только одной Федеральной целевой программе «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012 - 2020 годах» установлен общий объём бюджетного финансирования в 326,5 миллиардов рублей (более 50 миллиардов долларов по текущему курсу). Ведь эти деньги планировалось потратить не только на новые спутники и ракеты-носители, но и на финансирование работы высококлассных специалистов.

Однако, что-то в этой «Федеральной программе» не стыкуется! Сначала ее приняли и утвердили. Но потом зачем-то начали дорабатывать и пересчитывать. Это произошло в то время, когда деньги уже начали выделяться. А поскольку отменить соответствующее постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №189 сложно, то его просто взяли и удалили с сайта Белого дома с глаз подальше. Нет его там и поныне.

Как было отмечено ранее, ситуацию с российским космосом способны выправить не только решительные действия по обновлению руководства космических ведомств. Никто не сомневается, что на смену коррумпированным чиновникам от космоса должны придти честные высококвалифицированные профессионалы. Но никто не знает, где их взять? И где взять инженеров-энтузиастов, которые способны творить, а не просто высиживать на работе, зарабатывая себе на скудное существование. Один видный ученый рассказал мне, почему он уехал из России и теперь успешно работает за рубежом. Сравнивая работу там и здесь, он сказал, что там он чувствует очень благожелательное отношение общества к себе и своему творчеству. Именно такой «благожелательности» не хватает в Российской науке. Нужна господдержка творческой инициативы, и реальные (не оторванные от жизни) стимулы, которые смогли бы восстановить престижность профессии российского инженера.